Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта: сроки и стоимость + требования
В статье разберем условия и сроки банковской гарантии исполнения государственного контракта. Узнаем, какие требования предъявляются к исполнителям в рамках 44-ФЗ и как получить гарантию. Мы поговорим о стоимости гарантии и об обязательствах исполнителей.
Для чего нужна банковская гарантия
Гарантия предоставляется при заключении контракта между клиентом банка (поставщиком) и бенефициаром, в роли которого чаще всего выступает гос. или муниципальные компании. Это специальный документ, выдаваемый гарантом (банком) в виде обязательства на выплату суммы, обеспечивающей выполнение контракта.
Гарантия обеспечивает три разновидности контрактов:
- оформляемые в рамках госзаказа;
- заключаемые коммерческими организациями, но с обязательным госучастием;
- коммерческие соглашения между предпринимателями.
Юридическое регулирование
Условия выдачи и действия гарантии регулируются нормами 44-ФЗ. В законе отражены все правовые взаимоотношения в сфере госзакупок. Он готовился на основе подробного анализа контрактных сделок между коммерческими организациями и госкомпаниями, поэтому его правила отвечают потребностям всех участников сделки.
Условия выдачи гарантий
Условия гарантии исполнения контракта предусматривают, что в случае неисполнения обязательств поставщиком бенефициар может обратиться к гаранту за денежной компенсацией. Банк или другая финансовая структура выплачивает возмещение, после чего взимает эту сумму с клиента.
Такое соглашение защищает покупателя (бенефициара) от недобросовестных исполнителей (поставщиков), которые не смогли выполнить взятые на себя обязательства.
Сколько стоит гарантия
В каждом банке действуют свои комиссии. На размер вознаграждения влияет сумма, отраженная в контракте, а также текущее финансовое положение заказчика (принципала).
В законе 44-ФЗ размер комиссии устанавливается на основе процентов от НМЦК (0,5-30%), но не менее величины аванса. В среднем цена гарантии колеблется от 2 до 5%.
Содержание документа
Единой формы гарантий законодательством не установлено. Но в каждом договоре обязательно отражается:
- Назначение сделки.
- Сведения о бенефициаре.
- Реквизиты контракта.
- Сумма сделки.
- Период действия соглашения.
- Обязательства участников.
- Дата выдачи документа.
- Сведения о регистрации документа.
Регистрация соглашения в реестре банковских гарантий осуществляется в течение двух дней после ее выдачи или внесения изменений.
Как оформить гарантию
Для оформления гарантия:
- Выберите банк с подходящими условиями.
- Зайдите на сайт и заполните заявку.
- Дождитесь звонка от оператора для уточнения деталей.
- Подготовьте и предоставьте в банк пакет бумаг (можно через электронный документооборот).
- Подпишите соглашение (при удаленном оформлении понадобится электронная подпись).
- Оплатите комиссию.
Далее банк предоставит оригинал гарантии в отделении, направит по почте или посредством курьерской доставки. А электронный вариант документа можно получить на Email.
Требования к клиентам банков
Для оформления гарантии исполнитель должен соответствовать следующим условиям:
- Стабильное финансовое положение на рынке.
- Обороты, соизмеримые с НМЦК контрактного соглашения.
- Возможность предоставления залога.
- Возможность участия в сделке поручителей.
Какие документы понадобятся
Для заключения соглашения понадобятся:
- Заявление по форме выбранного банка.
- Учредительные и уставные документы.
- Приказ о назначении на руководящие должности.
- Доверенности на лиц, представляющих интересы организации.
- Бухгалтерская и налоговая отчетность за последний период.
- Контракт, для обеспечения условий которого оформляется гарантия.
- Лицензии на деятельность.
Преимущества банковской гарантии на обеспечение исполнения контракта
Получение гарантии дает следующие преимущества:
- Возможность заключения крупных контрактов.
- Возможность не изымать из оборота компании крупные суммы для обеспечения выполнения соглашения.
- Быстрое принятие решений по заявкам в банки.
- Небольшой пакет документов.
- Относительно невысокие комиссии.
Оформление гарантии во многом похоже на получение кредита в банке, поэтому такой порядок знаком большинству субъектов предпринимательской деятельности.
Как выбрать банк
Не все банки могут выдавать гарантии, поэтому в процессе выбора нужно проверить банк в реестре, утвержденном Минфином РФ. Кроме этого, обращайте внимание на наличие филиалов банка в регионе вашей деятельности, его стабильность, статусность и надежность.
Не менее важно выбрать фин. учреждение с оптимальными условиями соглашения – невысокой комиссией, приемлемым сроком действия и достаточной суммой. Дополнительно учитывайте требования, которые банк выдвигает потенциальным клиентам.