Порядок ведения операций по расчетному счету: нормативные документы и учет
В статье кратко разберем порядок ведения расчетного счета и операций по нему. Мы расскажем об особенностях открытия и закрытия счета, видах операций и учете. Остановимся на основных проводках и нормативных актах.
Порядок ведения расчетного счета организации
При открытии счета в банке большинство операций фирмы будет безналичными. За ведение счета банк взимает комиссию, которая списывается автоматически. Лучше всего оплачивать обслуживание авансом, на год вперед, чтобы получить скидку.
Нет необходимости в ведении расчетного счета, если у вас небольшое ИП и вы не заключаете договоры на сумму от 100 000 р.
По счету могут выполняться любые операции, не противоречащие закону. Но если появилась задолженность перед налоговой, сотрудниками (в виде з/п) и т. д., то порядок списания со счета будет носить принудительный характер. В порядке очереди будут списываться средства на:
- оплату по исполнительным бумагам;
- зарплату;
- платежи в госбюджет.
Счет в банке закрывается в любой момент по требованию юридического лица или ИП. Но только в том случае, если у вас нет задолженности перед банком или госструктурами.
Нормативные документы по ведению расчетного счета
Порядок ведения счетов регулируется следующими нормативными актами:
- Налоговым и Гражданским кодексами.
- Положением о банковских операциях.
- Законом о бухучете.
- Приказом Минфина № 94н.
- Инструкцией ЦБ № 111-И.
- Указанием ЦБ № 1676-У.
- 115-ФЗ.
Операции по счету
Большинство расчетных транзакций в банке делится на две группы: зачисление и списание.
По зачислению средств выделяют:
- Прибыль от коммерческой деятельности.
- Выручку от иностранных покупателей.
- Получение авансов от клиентов.
- Возвращение авансов.
- Получение части уплаченных налогов.
- Получение средств от продажи валюты.
- Выплата процентов по вкладу.
- Возврат денег с депозита.
- Выплаты займов.
- Плюсовые разницы курсов по валютным счетам.
По снятию средств выделяют:
- Снятие денег на депозит.
- Снятие иностранной валюты.
- Выделение денег на покупку драгоценных металлов и валюты.
- Выплата авансов подрядчикам.
- Погашение займов.
- Зачисления в бюджет.
- Выплаты долгов по банковским услугам.
- Отрицательная разница по курсу.
В процессе ведения расчетных счетов используются следующие документы:
- Платежное поручение – документ о переводе суммы с одного счета на другой.
- Расчеты по инкассо – требование о списании средств.
- Чек – поручение о предоставлении суммы наличных, указанных в документе, его предъявителю.
- Квитанция – документ, подтверждающий зачисление на счет.
Учет операций
Все транзакции по счету отражаются в отчетной документации. Для этого бухгалтеры используют проводки. При открытии счета для организации проводка выглядит так:
Дебет | Кредит | Операция |
91 | 76 | Долг за оформление расчетного счета |
76 | 50 | Выплата долга |
При поступлении средств в проводке отобразится счет 51 по дебету и 50 – по кредиту. В противоположном случае счета меняются: кредит 51, дебет 50.