Взыскание задолженности по банковской гарантии: порядок, необходимые документы + причины отказа
В статье разберемся, как проходит взыскание сумм по банковской гарантии. Узнаем, какие документы для этого понадобятся и по каким причинам банк может отказать в выплате. Мы расскажем о регрессе требований от банка к должнику и о взыскании неустойки.
Порядок взыскания по банковским гарантиям
Нарушение исполнителем (поставщиком) условий контракта, обеспеченного банковской гарантией – далеко не редкость. При этом у бенефициара появляется возможность предъявить требование гаранту (банку) о возмещении.
Важно! В рамках Закона 44-ФЗ используются безусловные гарантии. Это значит, что бенефициару не придется доказывать нарушения поставщика, а можно в кратчайшие сроки получить деньги от банка.
Рассмотрим порядок действий бенефициара при неисполнении контракта поставщиком (исполнителем):
- Подготовить пакет необходимых документов.
- Передать документы в банк, выступивший гарантом.
- Дождаться проверки и рассмотрения запроса.
- Получить возмещение.
Обычно банки рассматривают требования по банковским гарантиям довольно оперативно, но все же дают возможность принципалу представить возражения. С момента подачи документов до выплаты по банковской гарантии проходит не больше 5 – 10 дней.
Какие документы понадобятся
Не стоит откладывать подачу требований о возмещении по банковской гарантии. Срок действия требования ограничен, и его легко пропустить. Перед обращением в банк необходимо подготовить пакет документов:
- контракт, подписанный обеими сторонами;
- банковскую гарантию;
- требование о выплате конкретной суммы по банковской гарантии;
- документы, подтверждающие адекватность размера требования.
Далее банк направит копии документов принципалу. Если в течение 1 – 3 дней от последнего не последует никаких действий или доказать исполнение своих обязательств он не сможет, то кредитная организация выплатит сумму бенефициару.
Замечание. Сумма возмещения может быть предусмотрена в контракте. В этом случае прикладывать документы, подтверждающие адекватность размера требования, нет необходимости.
Особенности выплат
Если возражения от принципала не поступали или они не имеют смысла, то кредитная организация производит выплату по банковской гарантии за счет собственных средств. Но это не значит, что банк окажется в убытке. Он эти средства будет требовать с принципала.
При выдаче гарантии банк требует от принципала гарантировать возврат средств с помощью залога или поручительства. В некоторых случаях банковские гарантии выдаются под обеспечение в виде неустойки. Но даже в последнем случае принципалу лучше рассчитаться с кредитной организацией как можно быстрее, иначе придется заплатить существенную сумму в качестве штрафных санкций.
Отказ в выплате по гарантии
Банк может отказать в выплате по гарантии только в двух случаях:
- требование, предъявленное бенефициаром, не вписывается в рамки условий гарантии;
- срок действия БГ уже истек.
Первый случай является довольно спорным. В рамках 44-ФЗ бенефициар вправе требовать выплату при любых нарушениях со стороны поставщика. Но если банк отказал в удовлетворении требования, то придется отстаивать свои интересы в судебном порядке.
Регресс требований
После окончания срока действия гарантии банк выставляет требования к принципалу. И он будет обязан покрыть все понесенные кредитным учреждением убытки. За несвоевременное исполнение обязательств банк выставит штраф за просрочку и начнет начислять пени за каждый день задержки платежа. При наличии обеспечения в виде залога или поручительства кредитная организация будет вправе взыскать неустойку и свои убытки за счет него.
Также прочитайте: Виды рисков банковских гарантий для принципалов + как их избежать.