Факторинг: что это такое простыми словами + виды и условия договора для компаний
В статье разберем, что такое факторинг и для чего он нужен. Узнаем, как компании продают дебиторскую задолженность банкам и каким требованиям должны соответствовать поставщики. Мы подготовили для вас схему факторинга, пример расчета, а также преимущества и недостатки.
Что такое факторинг простыми словами
Финансовый рынок богат различными предложениями, и одним из них является факторинг – пакет услуг, разработанный специально для представителей торговой деятельности.
Если выразить определение простыми словами, то факторинг – это специальная форма кредитования. Она позволяет продавцу получить свои деньги до того дня, когда партнер расплатится за поставку товара. Так, денежные средства скорее возвращаются в оборот, а риски для поставщика сводятся к минимуму.
Классический вариант понятия звучит так:
Факторинг – переуступка долга третьему лицу (банку, факторинговой организации) с целью упорядочивания финансовых взаимоотношений во избежание возможных задержек по оплате за товары/услуги сроком максимум до 180 дней.
Стороны факторинга:
- Клиент – выступает в роли поставщика продукции.
- Покупатель (должник) – обязуется оплатить товар в срок согласно договору купли-продажи.
- Банк/факторинговая организация (фактор) – предоставляет продавцу денежные средства.
Договор между банком и клиентом заключается без использования залога, но в обязательном порядке оцениваются и страхуются риски, учитывается уровень надежности компании-покупателя.
Также прочитайте: Что такое лизинг простыми словами: предмет и виды лизинга, условия договора для физических и юридических лиц
Для чего нужен
Как правило, фактор выплачивает до 95% от общей стоимости продукции. Остаток поступает лишь после того, как покупатель получит продукцию и осуществит оплату. Услуги факторинга предполагают оплату поставщиком комиссии (вознаграждения) в размере до 25% от суммы долга.
Необходимость в реализации схемы возникает в результате:
- Возникновения форс-мажорных ситуаций. Например, небольшим компаниям очень сложно нарастить обороты, прибегая к краткосрочным кредитным продуктам, а факторинг позволяет выполнить задуманное с меньшими затратами и в кратчайшие сроки. Кроме того, малым предприятиям довольно сложно получить доступ к займам. Требования банков к субъектам малого и среднего бизнеса, а также к юридическим лицам сегодня высокие.
- Факторинг изначально закладывается в финансовые планы компании, ведь отсрочка платежа может выступать как конкурентное преимущество.
На рынке РФ факторинг популярен при оформлении поставок на товары, предоставлении услуг от мелких фирм в адрес крупных компаний.
Также прочитайте: Отличие понятий лизинга и факторинга, особенности сделок и критерии выбора
Виды факторинга
Факторинг бывает следующих разновидностей:
Вид факторинга | Описание |
Классический | Применяется в случае реализации товаров с отсрочкой. Банк выкупает около 95% долга клиента перед покупателем. |
Регрессный | Фактор приобретает право на возврат всей суммы. Если взыскать с должника деньги не удается, то клиент обязан возместить банку недостающие средства. |
Безрегрессный | Фактор не направляет требования в отношении возврата долга поставщику и полностью принимает риск невыплаты задолженности на себя. Схема выгодна компаниям, осваивающим новые финансовые рынки. |
Открытый | Продавец сообщает покупателю, что право требования долга передано фактору. |
Закрытый | Клиент банковской/факторинговой организации не информирует покупателя об участии в сделке третьего лица. |
Внутренний | Участниками могут являться представители одного государства. |
Внешний (международный) | Покупатель и поставщик – резиденты разных стран. |
Электронный | Работа ведется на основе электронного документооборота. |
Долгосрочным (1 год и более) факторинг быть не может. Максимальные сроки предоставления услуги – до 180 дней. Погашение долга возможно частями (в зависимости от условий фактора).
Схема работы
Механизм реализации факторинга довольно прост. Риски для поставщика – невысокие, а одним из базовых критериев выбора партнера являются расценки и условия фактора.
Рассмотрим каждый этап системы более подробно:
- Оценка будущего клиента. Данный шаг предполагает анализ работы возможного партнера. Акцент ставится на финансовом состоянии его дебиторов, ведь для фактора основным риском является неисполнение обязательств покупателем. Банк запрашивает сведения о контрагентах, сроках поставок, вариантах оплаты и т. д. Изучается кредитная репутация покупателя, оценивается вероятность возникновения претензий.
- Оформление сделки. Фактор решает, как обслуживать дебиторскую задолженность своего клиента (полностью или частично). В договоре между сторонами должны отражаться такие пункты, как особенности финансирования, условия, принцип передачи прав, тарифы, порядок расчетов, суммы возможной предоплаты. Банк также имеет право застраховать риск невыполнения покупателем своих обязательств.
- Контроль сделки. Суть реализации данного пункта предусматривает постоянную работу фактора в различных направлениях: анализ исполнения условий договора купли-продажи, мониторинг активов, составление претензий.
Так, изначально происходит поставка товара продавцом согласно условиям отсрочки платежа. После – заключается договор факторинга. Фактору предоставляются документы и право требовать дебиторскую задолженность. Банк или факторинговая компания перечисляет часть средств (процент от суммы поставки, оговоренный между участниками) на счет поставщика. В установленный договором купли-продажи срок покупатель производит фактору полную оплату стоимости за товары, услуги. И только после этого клиент банка получает остаток задолженности, но с учетом комиссионного вознаграждения.
Законодательно схема факторинга освещена в главе 43 ГК РФ.
Пример расчета
Компания “Х” является оптовым поставщиком. 15 июля ею была реализована поставка товара в адрес компании “Y” на сумму 300 000 руб. Согласно условиям заключенного между ними договора расчет должен наступить не позднее 25 июля. Чтобы не терять время, ожидая свои деньги, компания “Х” 17 июля подписала договор с банком на использование факторинговых услуг и оповестила об этом покупателя. Право требования долга от компании “Y” перешло к фактору.
Банковская организация перечислила на счет компании “Х” 75% от суммы дебиторской задолженности, что составило 225 000 руб. 25 июля компания “Y” произвела оплату в размере 300 000 руб. на счет фактора. Банк удержал 45 000 руб. (15%) в качестве вознаграждения, а остаток денег (255 000 руб.) перечислил компании “Х”.
Преимущества факторинга
Рассмотрим положительные стороны факторинга для каждого участника сделки:
Для покупателя | Для поставщика | Для фактора |
Увеличение закупок | Увеличение объемов продаж | Увеличение прибыли |
Возможность повысить конкурентоспособность | Рост количества покупателей | Рост числа клиентов |
Получение удобного и выгодного кредита | Быстрый процесс оборачиваемости денежных средств | Укрепление репутации и рыночных позиций |
Способность оптимально использовать оборотные средства | Высокая скорость оформления сделки | Развитие бизнеса в целом |
Как видите, плюсы присутствуют для всех сторон факторинга, но каждый случай индивидуален.
Недостатки
Самый главный минус факторинга для предприятия-продавца – это его дороговизна. За сделку приходится платить несколько больше, чем, если бы был оформлен обычный банковский кредит. Высокая цена услуги связана с рисками для фактора.
Факторинговые компании сотрудничают не со всеми предприятиями. Потребуется собрать громоздкий пакет документов, чтобы доказать уровень своей репутации и платежеспособности. Рискованность сделки также имеет место быть. И когда должники не выплачивают фактору положенные суммы, он может потребовать компенсацию от поставщика.
Как выбрать факторинговую компанию
Изучая рынок факторинговых услуг, обратите внимание на следующие нюансы:
- Условия фактора – как происходит уступка дебиторской задолженности?
- Тарифы компании – процент от суммы ваших продаж. Уточните, может ли меняться процентная ставка по различным причинам.
- Выясните четкий процесс работы банка, агентства (скорость, используемые инструменты, например, электронная подпись или электронный документооборот).
Не поленитесь изучить отзывы о факторах на сторонних ресурсах, сравнивайте все имеющиеся предложения.